Формы наставничества педагогических работников:
- педагог-педагог
- руководитель-педагог
- социальный партнер - педагог ОО.
Виды наставничества педагогических работников:
- традиционное
- реверсивное
- партнерское
- групповое
- виртуальное
- краткосрочное
- ситуационное
- скоростное
- комплекс видов
Направления реализуемых персонализированных программ наставничества:
- сопровождение молодого педагога;
- преодоление профессиональных затруднений педагога;
- сопровождение педагога в конкурсном движении;
- сопровождение педагога в процессе аттестации;
- сопровождение педагога по итогам аттестации;
- сопровождение педагога при переходе на новую должность;
- сопровождение педагога при переходе на новое место работы.
Кто привлекается в качестве наставника:
- сотрудник своей образовательной организации.
Условия, созданные в образовательной организации для продуктивной работы наставнических пар.
Для продуктивной работы наставнических пар в МОУ СОШ №2 г.Ростова созданы следующие условия:
- Кадровые условия
В МОУ СОШ №2 г.Ростова есть:
директор, разделяющий ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития;
куратор реализации персонализированных программ наставничества;
наставники – педагоги, которые:
• имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности;
• демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами;
педагог-психолог, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, организация и психологическое сопровождение их взаимодействия.
- Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы включают:
- подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;
- разработку персонализированных программ наставнической деятельности;
- оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
- цифровую информационно-коммуникационную среду наставничества вне зависимости от конкретного места работы наставляемого и наставника и круга их непосредственного профессионального общения;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
- координирование вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
- нормотворческую, учебно-методическую, научно-методическую, информационно-аналитическую деятельность региональных ЦНППМ, стажировочных площадок, сетевых сообществ, педагогических ассоциаций и т.д., направленную на поддержку наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
- осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
- Материально-технические условия:
- для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых выделены кабинеты Точки Роста по отдельному графику;
- для размещения информации по наставничеству педагогических работников созданы чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях;
- широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;
- другие материально-технические ресурсы.
- Финансово-экономические условия:
Стимулирование реализации системы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную.
Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность образовательным организациям коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регионального уровня определять размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности;
Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, привлечение высококвалифицированных специалистов, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:
‒ наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления;
‒ наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
‒ награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах.